Культура Японии.

Страны Восходящего Солнца.

 

Чтобы лучше понять эту великую страну, нужно совершить путешествие по ее истории.

 

Глава 1.

В первой главе мы узнаем о специфике цивилизации и культуры Японии.

    1. Рассмотрим характерные черты японской цивилизации.
    2. Рассмотрим основные этапы развития национальной культуры Японии.

Глава 2.

Во второй главе мы будем рассматривать особенности присущие лишь этой стране.

Культура Японии в 16-19 веках.

2.1. Особенности эпохи.

2.2. Замки и дворцы.

2.3. Традиционное театральное искусство.

2.4. Гравюра укие-э.

2.5. Нэцке.

Глава 1. Специфика цивилизации и культуры Японии.

1.1. Характерные черты японской цивилизации. Япония - самая молодая из восточных цивилизаций. Она расположена на архипелаге из 4 крупных островов: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку. Кроме того, к Японии относится более 3 тысяч островов. Современное население Японии составляет примерно 12 млн. человек, из них 99% этнические японцы. Японский этнос оформился в результате продолжительных миграционных процессов, связанных с передвижением этнических групп из Сибири, Кореи и с островов Тихого океана. Ядро народностей сложилось к началу нашего времени в 3-6 веках, когда в центре острова Хансю образовалось первое государство Ямато.

С древности и по сей день в Японии правит одна императорская династия, восходящая к легендарному правителю Дзымму. Но историческая хронология ведется по названию столиц, мест пребывания правящих кланов, осуществляющих реальное руководство страны. Так, например, клан Фудзивара имел сильные позиции в 7 веке и осуществил целый ряд реформ под названием Тайка "Великие перемены". Эти реформы превратили Японию в сильное, централизованное государство. При этом сохранилось главенство императорской власти. Политическая система Японии этого периода развивалось по китайскому образцу: наделение крестьян государственными земельными наделами, бюрократический аппарат, четкая система налогов и повинностей.

Островное положение Японии уберегло ее от военных завоеваний и создало условия для культурной изоляции страны.

Близость к восточному побережью Азии предопределило влияние Китая и Кореи на формирование культуры Японии.

Древнейшие племена, населявшие Японские острова, занимались охотой, рыболовством, лесным прибрежным собирательством. Они почитали Солнце, о культуре которого свидетельствуют алтари в виде выложенных из камней колец с возвышающимся в центре вертикальным камнем. Самое большое сооружение такого рода было раскопано в местечке Ою. Диаметр наружного кольца составляет 46,5 метров, а внутреннего 14,57 метров. Найдены небольшие глиняные фигурки, изображающие женское божество. Сохранилась керамика, сделанная без гончарного круга и покрытая "веревочным узлом" (стиль Дземон). Размеры некоторых изделий достигают метра. Пышные, фантастические формы сосудов демонстрируют неукротимую силу магии.

Культура бронзы зарождается в Японии в начале нашей эры под влиянием иммигрантов из Кореи. Японцы научились отливать бронзовые колокола, изготовлять мечи и другое оружие. В конце 3 века началась массовая эмиграция китайцев, которые завезли в Японию технологию железа.

В стране развивался культ предков, с которым связано строительство свыше 10 тысяч курганов-гробниц, размеры которых колеблются от 100 до 500 метров в длину. Круглая форма курганов в 5 веке сменилась силуэтом в виде замочной скважины. Курганы окружали рвы с водой и изгороди из полых, глиняных цилиндров "ханива": от 200 до 20 тысяч цилиндров на курган при высоте цилиндров 80-120 с.м. Некоторые ханива имели скульптурные завершения, их ставили на поверхность кургана по определенной ритуальной схеме. Скульптурные ханива изображали людей, животных и постройки. Большую роль в становлении японской цивилизации сыграло распространение буддизма. Впервые в Японию изображение Будды привезли в середине 6 века послы из Кореи. Некоторые деятели Японии рассматривали буддизм, как путь приобщения к развитой, материковой культуре и как средство укрепления централизованной власти в стране.

Это говорит о том, что влияние китайской и корейской цивилизаций на Японию было достаточно сильным, но полного подражания не произошло, так как японцы не в полном объеме внедряли китайские институты.

Пожалуй, самым главным "упущением" японской подражательной политики стало формирование своей бюрократии не через конкурсную систему, а за счет своей родовой аристократии, которая получала служебные наделы. Губернаторы не сменялись, переделу у крестьян подлежали лишь поливные рисовые поля. Все это создавало благотворную почву для развития в недрах государства тенденции к приватизации, возрастанию роли частного владения. С 9-10 вв. государственные наделы стали превращаться фактически в наследственные владения крестьянских семей, совокупность нескольких деревень оказывалась владением (сеэн) знатного дома, господствующего в данном уезде, Крестьяне бежали в сеэн, спасаясь от центральной власти, или пополняли ряды разбойников.

"Живая жизнь" переместилась из столицы с императором (правители Ямато приняли со временем титул тэнно - император) и его регентами в провинции. Владельцы сеэн же, боясь друг друга, и для защиты своих владений, создавали отряды воинов-дружинников из своих крестьян, мелких землевладельцев или беглых. Так, в Японии появилось сословие профессиональных воинов-самураев, вассалов сильных домов и императора. Самурайство отличалось от других вариантов служилого сословия на Востоке тем, что находилось на службе не у государства, а у знатных домов, за что вначале и получало лены (с 14 в. постепенно перешло на натуральный паек). Все эти явления в развитии японской цивилизации приближают ее к европейскому средневековому эталону.

С 12 в. в японской истории начнется новый период - власть окажется в р уках военной силы - сегунов (Минамото, Асикага и Токугава) - до середины 19в. Параллельно будет существовать и основной символ государственности, объект почитания подданными - императорская власть, освященная идеями синтоизма. В этом кроется один из феноменов японской цивилизации - основу самосознания в развитом обществе составила фактически языческая религия. Некоторые причины этого явления можно найти в известном нам явлении религиозного синкретизма, который здесь выразился в переплетении синтоизма, буддизма и конфуцианства. Сложилось так, что поведенческие стереотипы традиционных японцев определяли буддийская концепция воздаяния и конфуцианские принципы подчинения младших старшим, а мировосприятие покоилось на синтоистской мифологизации окружающего мира: обожествлении природы, представлениях о прямой связи людей и божеств-ками, которые существуют повсюду, наполняя собой окружающий ландшафт и населяя человеческие дома. Каждый род имеет своего "ками" (- подателя жизни и благодати), а императорский род ведет начало от богини Аматэрасу. Такая божественная избранность японского народа и его императора в рамках синтоизма, дополненная конфуцианскими идеями государства-семьи, начиная со средневековья, обусловила систему японского монархизма и национализма.

Знаменитые традиционные эстетические идеалы японской нации также имеют синкретическую основу, в которой заложены синтоистские представления о природе. Специфические ритуалы японцев - любование сакурой, снегом, осенней луной или красной листвой клена - есть восприятие природы как высшего проявления истины и красоты. Отсюда философия японского сада и чайной церемонии. Наконец, синкретизм самурайской этики - японского средневекового рыцарства, выраженный в кодексе чести - бусидо, где проповедуется японский синто с идеей патриотизма; китайский чань (дзэн) с концепцией самоконтроля и самообладания, выработки психологического настроя путем сосредоточения и вхождения в небытие перед лицом смерти; конфуцианские установки верности долгу, послушания господину, морального совершенствования.

В целом в эпоху средневековья все цивилизации Востока во многом сохранили черты, проявившиеся в древности. Произошла некая шлифовка облика цивилизации, и они стали интенсивнее общаться. Широкомасштабный приход европейцев на Восток после великих географических открытий и колониальная экспансия нового времени нарушили традиционные структуры, но не смогли трансформировать их по типу европейских.

С 16в. Япония превратилась в одну из самых закрытых, изолированных цивилизаций: под страхом смертной казни японцам было запрещено покидать пределы своей страны, строить большие суда, пригодные для дальних плаваний. Страна была практически закрыта и для иностранцев - исключение было сделано только для голландцев и китайцев, которым разрешалось (с ограничениями) вести торговлю. Правительство изгнало из страны всех католических миссионеров, так как христианство приобрело большую популярность, особенно в народных массах. Но даже в ту эпоху искусственной изоляции, длившейся почти два века, Япония продолжала усваивать достижения других культур; через голландских купцов в Японию попадали европейские книги. Ученая элита, пользуясь плодами западной культуры и науки, полезнее, в 19 в., смогла применить их для преобразования своей страны.

Обе тенденции играли свою роль в истории японской цивилизации, попеременно выходя на первый план. В результате в Японии сформировалась почти уникальная способность ревностно сохранять неповторимые традиции своей культуры и продуктивно осваивать опыт других цивилизаций - способность, которая на современном этапе развития глобальной цивилизации дает этой стране огромные преимущества.

Заимствуя китайскую модель развития, Япония восприняла и идею сильной централизованной власти. Это ясно выражено в своде законов принца Сетоку в 7 в. :

"Государь - это небо, подданные - это земля... поэтому, когда государь говорит, подданные слушают, когда наверху действуют - внизу склоняются. В государстве нет двух государей."

Но молодая японская государственность не могла, конечно, реализовывать этот принцип в жизни, она не набрала еще для этого достаточной силы. Император, по китайскому образцу провозгласивший себя Сыном Неба - Тэнно, имел весьма ограниченные возможности, чтобы править страной. Вокруг него не сложилась бюрократическая элита, твердо придерживающаяся норм конфуцианства. Зато огромное влияние приобрел клан Фудзивара, который в свое время помог принцу Кару взойти на трон.

На протяжении долгого времени представители рода Фудзивара становились регентами, женили императоров на женщинах своего клана и фактически являлись настоящими правителями Японии. Императоры, как правило, рано отрекались от трона и уходили в какой-либо из буддийских монастырей, правда сохраняя за собой определенное политическое влияние. А регенты из рода Фудзивара превращали малолетних наследников престола в свои послушные орудия. Это не давало возможности создать централизованное государство.

Последствия такой ситуации были весьма необычны для Востока. Феодализм, развивающийся в условиях "распыленной", еще не окрепшей государственной власти, пошел по пути, очень близкому западноевропейской модели.

К 10 в. власть на местах перешла в руки знати, которая захватывала посты губернаторов и уездных начальников, передавала их по наследству, а вверенные ей территории рассматривала как свои собственные владения. В отличие от Китая, где центр всегда боролся с такого рода тенденциями, в Японии чиновники, занимавшие высокие должности, лишь формально считались представителями государственной власти. На самом деле они становились хозяевами феодов (дайме) и старались сократить до минимума сумму налогов, которая должна была отдаваться в казну. К 11 в. японские феодалы, как и западноевропейские, получили право осуществлять суд и административную власть в своих владениях, их земли были освобождены от налогообложения. Источники доходов императорского дворца и столичной аристократии соответственно истощались: налоги поступали только от государственных крестьян.

На землях феодалов закабаление зависимых крестьян приняло достаточно жесткие формы, больше похожие на западноевропейскую, чем на китайскую модель. В Китае крестьянин не был в полной мере прикреплен к земле: его уход в другое место был не слишком желателен, но и не запрещался. Государству в конечном счете было не важно, где живет крестьянин, - лишь бы он платил налог. В Японии феодал, естественно, иначе относился к своим крестьянам, принимая меры против их ухода с земли.

Еще одним важным проявлением автономизации феодалов было создание военных отрядов, состоявших из профессионалов своего дела - рыцарей-самураев. Такие дружины использовались для борьбы с крестьянскими восстаниями, участившимися в 10 - 11 вв., и для поддержания порядка в феодах. Самураи, свято соблюдали особый кодекс чести, жестко дисциплинированные и преданные своему господину не на жизнь, а на смерть, постепенно стали грозной силой. Появление этого замкнутого сословия, которое исследователи сравнивают с западным служилым дворянством, существенно увеличило независимость крупных феодалов от центра.

В 13 - 14 вв. начался расцвет японских городов. Они возникли около укрепленных резиденций феодалов, около многочисленных буддийских монастырей. Вместе с городами - центрами ремесла и торговли - в стране стали быстро развиваться товарно-денежные отношения. Города в основном были независимы от государства, а некоторые из них даже добились самоуправления. Япония быстро вышла на внешний рынок, успешно торгуя с Китаем, Кореей и странами Южной Азии. Из страны вывозились медь, золото, серебро, веера; особенно ценились за границей японское оружие.

Все эти процессы шли в обстановке феодальной раздробленности, борьбы различных кланов, которая на рубеже 15 -16 вв. привела к тому, что Япония распалась на несколько самостоятельных частей. Междоусобные войны в конце концов вызвали экономический кризис и породили социальную нестабильность; год от года росло число крестьянских восстаний, к которым примыкали разорившиеся самураи и городская беднота. Перед Японией остро встала проблема объединения страны и усиления центральной власти.

Эта сложная задача решалась на протяжении многих лет различными политическими деятелями; окончательного успеха добился Токугава Иэясу. Покорив мятежных феодалов, он провозгласил себя в 1603 г. сегуном (в переводе с японского "военачальник") и приступил к реформам, которые должны были укрепить центральную власть.

Токугава сохранил за феодалами право владения землями. Они по-прежнему осуществляли суд и административное управление, имели своих вассалов-самураев, но их доходы теперь строго учитывались. Феодалы должны были подчиняться общегосударственным законам, они не могли больше вести междоусобные войны, не говоря уже о выступлениях против центральной власти. В противном случае их ждала конфискация имущества или перемещение в другие районы.

Могущество феодалов было значительно подорвано тем, что из их ведения изъяли города. Теперь они управлялись специальными чиновниками сегуна. Как и в Китае, ремесленники облагались тяжелыми налогами, а вся их деятельность строго регламентировалась.

Крестьянам запрещалось покидать свою землю; система запретов со стороны государства коснулась даже их быта: им не разрешалось носить шелковую одежду, украшать свои жилища, устраивать празднества.

Кроме того, страна объявлялась закрытой; внешняя торговля концентрировалась в руках правительства и служила существенным источником его доходов. Эта мера наносила серьезный удар по быстро набиравшей силу и богатевшей торговой буржуазии.

Сегунат рода Токугавы просуществовал очень долго - вплоть до середины 19 в. Как можно оценить эту эпоху истории Японии?

Режим Токугавы дал стране стабилизацию, на определенное время был преодолен экономический кризис. Именно в этот период "восточное" начало заявило о себе во весь голос. Оно проявилось в деспотичной форме правления, вмешательстве государства в экономические процессы, в частную жизнь людей. Но предшествующий период "свободного" развития Японии не пропал бесследно: сегунат был вынужден считаться с правами владельцев дайме на частную земельную собственность, с зарождающимися буржуазными отношениями. Процесс рождения нового общества шел, хотя и в замедленном темпе, и в конце концов привел в 1868 г. к знаменитым реформам Мэйдзи, когда западная модель вновь вышла на первый план.

Обобщая характеристику цивилизационного развития Японии, следует подчеркнуть ее особую способность к восприятию чужой традиции, моделирование новой с сохранением древнего культурного пласта. Островной характер цивилизации как бы дозировал порции приходящего нового, постепенно вырабатывая механизм избирательного поглощения. В новое время Япония сумела использовать свои традиции (отличные от китайских) и сделать мощный рывок по пути развития капиталистических отношений.

1.2. Основные этапы развития национальной культуры Японии.

Иностранные ученые выделяют основные этапы развития вот так: - культуру древних веков до 6 в. нашей эры; - Буддийскую культуру с 6 в. до конца 8 в.; -формирование национальной культуры с 8-12 в.; - развитие культуры в средневековье в 13-15 в.; - культура предновейшей эпохи 15-17 в. (-это также период культурной зрелости), этап модернизации культурной жизни 19-20 в.

В российской исторической литературе исследование японской культуры проводится в основном в соответствии с периодами государственного развития. В соответствии с этим подходом выделяются следующие периоды: - Древнейшая культура Японии (3 тыс. до н.э. -6 в.н.э.). -Период Асука (538-645 гг.) и Нара (645-794 гг.). -Период Хэйан (794-1185 гг.). -Периоды Камакура (1185-1333 гг.) и Муромати (1333-1573 гг.). -Период Момояма (1573-1615 гг.) и Эдо (1615-1868 гг.). -Современный период.

Таким образом, цивилизация и культура Японии до глобального столкновения западной и восточной цивилизаций имела много ярких уникальных особенностей, некоторые из них сохранились и в новейшее время. Одной из существенных является отсутствие хронологически четкого перехода от древности к средневековью, связанного с формированием феодализма как социально-экономической и политической структуры.

Вместе с тем, в Японии проявляются общие признаки восточных цивилизаций. Ведущее место среди этих явлений занимает культурный традиционализм - образ жизни, строящийся на догматизированных социальных и духовных образах прошлого. Причем, в Японии традиционализм не отрицал развития, а скорее обеспечивал одновременную консервацию отдельных сторон жизни в условиях быстрой модернизации экономики, проходившей по европейским образцам.

 

Глава 2.

Культура Японии в 16-19 в.

2.1. Особенности эпохи.

Этот период в истории японской цивилизации иногда называют эпохой изоляции или предновейшей эпохой. В 1573 г. был свергнут клан Асикаго и это событие завершило период феодальной раздробленности, борьбы различных кланов, которая на рубеже 15 и 16 веков привела к тому, что Япония распалась на несколько самостоятельных частей. Центральная власть была бессильна. Нарастал социально-экономический кризис. В начале 17 века задачу объединения страны удалось решить Токугаве Исэясу.

Он сохранил за феодалами право владения землями. Они по-прежнему осуществляли суд и административное управление, но их доходы теперь строго учитывались. Феодалы должны были подчиняться общегосударственным законам, в противном случае их ждала конфискация имущества или перемещение в другие районы.

Японский феодальный класс состоял из двух основных сословий - князей (даймьо) и мелкого дворянства известного под названием самураев.

Самураи были в своей массе сплоченным сословием мелких землевладельцев, многие из которых состояли на военной службе. Они крепко держались за свои привилегии.

В конце 16 века установилось строгое сословное деление на военных самураев, горожан и крестьян. Переход из одного сословия в другое запрещался, что остановило процесс обновления высшего сословия. Крестьянам запрещалось владеть оружием, а рядовые самураи потеряли связь с землей и стали, зависимы от выплачиваемого им жалования. Привилегии их значительно расширились. Так, например, самурай мог безнаказанно убить любого ремесленника или купца, если они не выказывали ему достаточно почтения.

В начале 17 века были отменены торговые звания (гильдии) и введено право на свободную торговлю внутри страны, что способствовало развитию ремесел и росту городов.

В этот период в Японии было 269 городов: прихрамовых, припортовых, призамковых.

Города были изъяты из ведения феодалов и управлялись специальными государственными чиновниками. Деятельность ремесленников строго регламентировалась и облагалась налогами.

До 1639 г. развивались активные контакты с Кореей и Китаем, а также с Европой, но китайская культура уже рассматривалась, как чужая и далекая. А в 1639 г. был издан закон о закрытии страны для внешних связей. Внешняя торговля сконцентрировалась в руках правительства и служила существенным источником его доходов, эта мера нанесла серьезный удар по торговой буржуазии.

Таким образом, режим Токугава, установившийся в начале 17 века и просуществовавший до середины 19 века., с одной, стороны дал стране стабилизацию. Именно в этот период в государственной культурной жизни усилилось "восточное" начало. Но, с другой стороны, опыт предшествующего периода не пропал бесследно. Процесс рождения нового общества шел, хотя и в замедленном темпе и, в конце концов, привел в 1868 г. к знаменитым реформам Мэйдзи, когда западная модель вновь вышла на первый план.

2.2. Замки и дворцы.

На эпоху 16 - начало 17 века приходится рассвет японской архитектуры и искусства японского сада, и также "Чайной церемонии", которая пришла в Японию с материка в середине 15 века, а с 16 века стала национальной формой духовного общения знати, самураев и горожан.

В культуре этого периода отражаются политические и экономические процессы. Старые формы были разрушены, люди развивали новые отношения и создавали другое восприятие мира, что порождало свежие культурные творения.

Военная диктатура начала 16 века постепенно переросла в политику просвещенного правления. Архитектура 16-19 веков демонстрирует явную стилистическую двойственность. С одной стороны, ярко проявилась тяга к показной пышности и декоративной насыщенности, например, замки 16-17 вв. и поздние постройки дворцов Токугава. С другой стороны, продолжала развиваться тенденция к выразительности чистой конструкции, прежде всего это проявилось в уникальной архитектуре чайных домиков.

Созревание феодального общества и развитие городской торговли дали основания для роста богатой творческой культуры. Устанавливая свое владение, феодалы сооружали в его центре долговременные замки, располагая их на равнинной местности, что делало более удобным транспортное сообщение и строительство городов вокруг замков. Замок представлял собой настоящее военное сооружение, так как с началом применения огнестрельного оружия феодалы превращали замки в сложные, в военном отношении и значительные по масштабам сооружения. Рождение свойственных этому периоду художественных форм уходит корнями в прошлое столетие, а развитие пространственных идей в архитектуре и декоративных признаков продолжалось в течение всего 17; 18 и отчасти 19 в. При множестве исторических событий и перемен в общественной сфере этого периода не могла остаться неизменной архитектурная традиция. Грандиозные укрепленные замки, сооружение которых было вызвано необходимостью усиления обороны, отражали символ укрепления власти военных диктаторов. Собственно жилище помещалось не в укрепленных башнях, а в расположенном на территории замка деревянном здании. Это жилище потеряло свое скромное назначение и в 16 в. превратилось в пышный дворец.

Замок - дворец можно считать выражением эстетических идеалов, верхушки новой феодальной знати.

Новые мощные замки были рассчитаны на длительную осаду неприятеля и вмещали большое число солдат. Помимо каменных наружных стен внутри замка возводилось несколько построек на каменных фундаментах.

Главным сооружением всегда была башня - "тэнсю", которая воплощала силу и могущество владельца замка. Если неприятель проникал в башню, ее владельцу оставалось лишь одно - совершить ритуальное самоубийство - "сэппука", чтобы избежать позора поражения.

Обычно замок имел не одну, а несколько укрепленных стен. Они располагались уступами по склону горы или же, на искусственно насыпанных платформах. Между стенами располагались дворы, соединенные системой укрепленных ворот. Внутри стен имелись бойницы для ведения огня по осаждавшим.

Первым в истории Японии замком, окруженным каменными стенами был - "Адзути", находящийся на берегу озера Бива. Но в том же 16 в. он был сожжен и уничтожен. Сохранились лишь мощные фундаменты. Влияние этого замка на архитектурную традицию Японии было столь огромно, что Адзути стал своего рода образцом для всех замков, строящихся в конце 16 и начале 17 вв. В настоящее время сохранилось всего 12 подлинных замковых башен этого периода.

Наиболее пышным и грандиозным среди сохранившихся замков является - Химэдзи, законченный в 1609 г. Башни его стоят на холме, по склону которого уступами поднимаются окруженные мощными стенами дворы. Такая ступенчатая композиция благодаря ритмической повторяемости многоярусных изогнутых крыш не вызывает ощущения тяжести. Этот замок называют также замком белых цапель, так как он вызывает ассоциации со стаей летящих в глубине небес белых птиц.

В большинстве замков было много жилых помещений. Для них характерны раздвижные перегородки, разделявшие внутреннее помещение и отделявшие дом от внешнего пространства; покрытые циновками полы, а также парадная комната, к которой примыкали другие помещения. Интерьер дворца и всего замка в целом был олицетворением власти и богатства владельца.

Особую красоту, выразительность передает интерьер замков Токугава.

Таким образом, искусство создания замков в Японии значительно отличается от европейского средневекового зодчества выраженными национальными чертами и функциональным назначением.

2.3. Традиционное театральное искусство.

Традиционные театральные жанры занимали большое место в системе средневековой культуры Японии. Они не только воплощали основные эстетические идеи времени, но оказывали значительное влияние на изобразительное и декоративно-прикладное искусство, в свою очередь, воспринимая и осваивая их открытия. Вне соприкосновения с театром останутся непонятными многие явления общественной жизни и особенности японской художественной культуры в целом.

Особое место в театральной культуре Японии занимают драматические школы Но, Кабуки и Дзерури.

Театр Но - символический. Каждый жест и движение это условный знак, передающий то или иное душевное состояние героя. Сценическое движение лишено какой-либо импровизации, оно складывается из 250 канонических поз - ката. Они могут быть чисто танцевальными или же символизировать эмоции.

Важнейшую роль во всех действиях актера играет веер. С веером исполняются все танцы ситэ и всевозможные характеристики героя. Также не менее важную роль играют маски (в спектаклях применяются 4 основных вида маски: старцы и божества, воины, женщины, демоны) и костюмы, имеющие свои символические значения. Развитие драматического искусства Японии определяли Кабуки (театр актера) и Дзерури (театр марионеток). Театр Кабуки возник в начале 17 в. в Киото и стал любимым развлечением горожан.

Прототипом Кабуки служил тип танца, котором женщины появлялись в необычных костюмах. Возникнув в Киото в начале периода Эдо, этот танец получил название Кабуки Одори и был достоин того, чтобы его заметили из-за своего свободного стиля, новизны и свободы нрава. Эти ранние танцы и пародии развивались в пьесы с определенной драматической структурой. В конечном итоге женщины были отстранены от сцены из-за угрозы гражданского беспорядка, чинимой мужчинами, которые вели соперничество в свою пользу, и мужчины более старшего возраста развились в серьезных актеров того, что оказалось известным как Кабуки. Доминирующее положение заняли пьесы, относящиеся к истории, легендам и современной жизни, и темы гуманности, верности и любви. К середине периода Эдо появился ряд хороших драматургов, чьими усилиями Кабуки превратилась в традиционную драму Японии.

Сцена Кабуки унаследовала очертания сцены Но (Но представляет собой танцевальную драму с ее самыми ранними оригиналами, относящимися к эпохе Хэйан), которую в ранние времена аудитория смотрела, сидя на земле на открытом воздухе. Позже, вместе с тем, появились двухэтажные театры Кабуки, покрытые крышей, а сцена развила свою собственную форму, будучи оборудована узким удлинением, простирающимся в аудиторию, которое известно как ханамити цветочная тропа, а также задергиваемым занавесом. Во второй половине 18 века были изобретены сложные механизмы сцены, включая вращающиеся и поднимающиеся приспособления. Программа представления на день обрела определенную форму, включая в себя пьесу исторического содержания, пьесу на современную тематику о жизни, манерах и дополнительную танцевальную пьесу. Приоритет в Кабуки актерского мастерства над всем остальным привел к тому, что огромная важность придавалась преемственности фамильного имени и актерской традиции.

Все театральные жанры - яркое самобытное явление художественной культуры Японии. На протяжении всего средневекового периода театр был важной частью духовной жизни японского народа, выражая этические и эстетические идеалы времени.

2.4. Гравюра укие-э.

Искусство гравюры было самым значительным явлением в период позднего средневековья и перехода к новому времени. Оно явилось своеобразным итогом многовекового пути развития японской художественной культуры, вобравшим в себя ее главные особенности и преобразования. В гравюре с наибольшей полнотой был выражен изменившийся по сравнению с прошлым взгляд на мир и место в нем человека, что и привело к созданию новых форм в искусстве.

Время развития искусства гравюры охватывает около двух столетий. Это так называемый период Эдо - века политической изоляции Японии от внешнего мира, искусственной консервации феодальных норм государственного устройства, строгой регламентации социальных отношений, но одновременно и значительного экономического подъема, роста городов, выхода на историческую арену представителей разбогатевшего купечества и городских ремесленников. Вместе с разорившимися мелкими самураями и людьми творческих профессий - актерами, бродячими сказителями, танцовщицами, они составляли основу городского населения, постепенно создававшего свои собственные формы культуры.

Таким образом, к концу периода изоляции культура вышла из ритуализованной жизни монастырей и дворцов. Ведущую роль в духовной жизни Японии стали играть города.

2.5. НЭЦКЭ.

Любителям искусства хорошо знакомы НЭЦКЭ-небольшие разные фигурки из кости или дерева работы японских и китайских мастеров. Странный, непонятный мир таится за миниатюрными изображениями божеств, благожелательных символов, людей, животных, птиц, рыб. На первых порах эти произведения очаровывают только виртуозностью исполнения. В скульптуре высотой в три-четыре сантиметра не пропущено ни одной детали. Все передано точно и выразительно, с неподражаемой живостью, непосредственностью в трактовке натуры, часто с юмором и фантазией. С художественной точки зрения нэцкэ - это искусство, которое на базе всего предшествующего развития японской культуры выработало своеобразный пластический язык. С точки зрения истории культуры сюжеты нэцкэ выступают как неисчерпаемый источник для изучения нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений - словом, жизни Японии ХVII - XIX веков. Являясь по своему назначению утилитарными, бытовыми предметами, нэцкэ со временем превратились в подлинное искусство.

Назначение нэцкэ выявляется уже в самом названии. Слово "нэцкэ" - "не-цуке" пишется двумя иероглифами: первый означает "корень", второй - "прикреплять". Нэцкэ - это брелок или противовес, с помощью которого на оби (поясе) носят кисет с табаком, связку ключей или инро (коробочку для лекарств и парфюмерии). Необходимость такого приспособления вызвана отсутствием карманов в японском традиционном костюме.

В заключении, я бы хотел сказать: история цивилизации Японии является частью мировой и рассматривается в ее контексте. Р. Киплинг сказал однажды: "Восток есть Восток, а Запад есть Запад, и они никогда не сойдутся".

Однако, как мы видим на примере Японии Восток и Запад сошлись. Можно сказать, что в Японии проявляется евразийство.

Евразия - это особый мир, который сохраняет неповторимость национальной культуры и в то же время способно усваивать достижения других культур. Активное заимствование чужого не лишило Японию ее оригинальности. Картина мира, которая сегодня формируется учеными на основе изучения социальных, культурно-религиозных, политических, природных условий жизни народов, включает в себя и самобытные условия. Становления японской цивилизации. Это позволяет лучше осознать ту роль, которую современная Япония играет в политической, экономической и духовной жизни мировой цивилизации.

 

 

Наша жизнь - росинка,

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь - и все же...

 

Материал подготовил DH .

 

 

 

Вопросы и предложения отправляйте на mailto:akerujapan@narod.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz